СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ

Батл: собственный отдел маркетинга или маркетинговое агентство?

Нужен ли вам крутой отдел маркетинга с толковым руководителем во главе или все это можно отдать агентству? Разбираемся!
Виджеты для amoCRM
"Так, нам в компанию нужен крутой отдел маркетинга, чтоб и инфоповоды, и мероприятия, и соцсети, и еще в интернет-маркетинг хорошо могли! Или может лучше агентство найти?".

Уверены, большинство директоров компаний хоть раз в жизни задумывались, а не создать ли классный отдел маркетинга внутри компании во главе с самым лучшим маркетологом в стране или может быть лучше отдать полностью маркетинг агентству.

Разберемся по порядку что делать и кого же нанимать.

Чем занимается отдел маркетинга в компании?

Мы не преувеличим, если скажем ВСЕМ! Как правило, отдел или маркетинговое подразделение делает всю работу, которая касается продвижения компании:

— PR
— Event
— Интернет-маркетинг
— Развитие партнерских отношений
— Дизайн
— Копирайтинг

Все эти задачи разделяются внутри сотрудников отдела. Есть интернет-маркетологи, smm-щики, копирайтеры, дизайнеры, организаторы мероприятий, пиарщики и все это под руководством какого-то крутого директора департамента маркетинга.

Это идеальная модель, где каждый занимается своим делом. Но в большинстве компаний идеальные модели не работают. Зато есть начальник отдела маркетинга и парочка менеджеров, которые занимаются всем-всем-всем и еще чем-нибудь. При попытке привлечь сторонних исполнителей бюджет урезается, потому что "Зачем? У нас же есть отдел!"

Маркетинг не работает, статьи не публикуют, в социальных сетях отвечают плохо, дизайн похож на сайт из 2003 года - так работает маркетинговый отдел, где делают все, но по чуть-чуть.

Выхода нет!

Выход есть. Точнее есть даже два выхода:


нанять действительного крутого специалиста на роль директора по маркетингу, который соберет в отделе крутых спецов и менеджеров
отдать весь маркетинг агентству и пусть они разбираются

Оба пути неоднозначны. Каждый, как с плюсами, так и с минусами. Разберемся что к чему.

Да начнется бой!

ПОКАЗАТЕЛЬ
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА С КРУТЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
АГЕНТСТВО
ВРЕМЯ
Даже у грамотно укомплектованного отдела внутри компании рабочий день расписан по часам, если не по минутам. И часто взять в работу какую-то новую задачу (даже небольшую) бывает сложно. Поэтому выполнение мелких задач или поручений руководства растягиваются на неопределенный срок, нередко и забываются.
В этом плане с агентством легче. Сделать что-то мелкое и быстро - легко! Сделать что-то крупное - дайте нам недельку! Для решения временных или очень срочных задач агентства незаменимы.
ПОНИМАНИЕ БИЗНЕСА
Здесь, конечно, явное преимущество за отделом инхаус. Ваши сотрудники знают специфику работы, внутренние процессы, они полностью в курсе маркетинговой стратегии. Каждый день они "варятся" в вашей сфере и круто разбираются что к чему.
Да, агентство плохо понимает бизнес процессы компании, не в курсе всей маркетинговой стратегии, но не факт, что они разбираются хуже в сфере вашей компании, чем отдел инхаус. Многие агентства развивают отраслевые направления: финансы, строительство, it и другие.
ОПЫТ | ЗНАНИЯ | СВЯЗИ
Да, отдел маркетинга внутри агентства отлично разбирается в сфере, знает основных игроков, важные лица - несомненный плюс. Но за этим плюсом кроется и самый главный минус - чаще всего, рутинная работа в одной сфере влечет за собой отсутствие времени на дальнейшее развитие. Получается так, что с какой базой и знаниями специалист к вам пришел, с такой же и продолжает работать никак не развиваясь.
Агентство работает с компаниями в разных сферах. Их база контактов постоянно пополняется, знания в разных сферах расширяются. Они знают основных игроков в разных сферах бизнеса, знают к кому обратиться в любом случае. Они посоветуют вам хорошего таргетолога, специалиста по кейтерингу на мероприятие или сведут с директором крупной компании.
КРЕАТИВНОСТЬ
Для креативности отделу маркетинга инхаус часто просто не хватает времени. Они поглощены рутинной работой, документацией и прочими обязательными вещами, которые занимают их рабочий день целиком.
В агентствах с креативом проще. Над проектами часто работают разные команды, с разным бэкграундом и видением. Креатив - их работа, они этому научены и умеют выдавать крутые идеи после получасового мозгового штурма.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЙ
Да, специалисты в компании круто знают все, что происходит внутри, но их взгляд часто "замыливается", они работают с одними и теми же инструментами из проекта в проект и не готовы жертвовать временем, чтобы попробовать что-то новое.
Агентства постоянно применяют разные решения у разных клиентов, их взгляд свеж и они могут выдавать эффективные решения лишь потому, что они смотрят на ситуацию из другого угла.
ДЕНЬГИ
Немного цифр. Полностью укомплектованный отдел маркетинга в компании выглядит так*:

— Директор по маркетингу обойдется вашей компании в среднем от 200 000 рублей
— Интернет-маркетолог "стоит" около 100 000 рублей
— SMM-менеджер от 60 000 рублей
— PR-менеджер также от 60 000 рублей
— Event-менеджер чуть дешевле от 50 000 рублей
— Копирайтер и дизайнер зарабатывают около 50 000 рублей каждый

Итого почти 600 000 рублей ежемесячно только на зарплату, плюс налог. Прибавьте маркетинговый бюджет.

*средняя зп с сайта hh.ru
Гонорар агентства может быть разным, совсем разным. А еще у вас может быть несколько агентств. Например, PR-агентство будет заниматься только вашим продвижением в СМИ, а агентство интернет-маркетинга возьмет на себя все по онлайн продвижению.Гонорар агентства может быть фиксированным или попроектным, поэтому тогда, когда вам не нужны услуги в рамках какого-то направления вы ими не пользуетесь и соответственно не тратитесь.

Итоги

СОБСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ
АГЕНТСТВО
Несмотря на свою занятость быстро делают мелкие и срочные задачи
Знают внутренние процессы компании, глобальные цели, маркетинговые задачи компании
Знают специфику работы вашей компании, разбираются в сфере
Имеют кучу связей
Постоянно развиваются и расширяют знания в вашей сфере и в других тоже
Способны быстро генерить крутые идеи
Пользуются разными инструментами для достижения целей
Очень дорого стоят

Вывод

Собственный маркетинговый отдел даже во главе с первоклассным руководителем рано или поздно может погрязнуть в рутине, однотипных задачах, бюрократическом аду. Агентство смотрит на компанию свежим взглядом, применяет кучу разных инструментов, круто работает в режиме аврала. Но ваш директор по маркетингу и подконтрольный ему департамент отлично знают, как работает компания, чего хочет директор, какие планы на продвижение стоят перед ними через полгода, год и даже пять лет.

Если в компании совсем не будет отдела маркетинга и грамотного специалиста, то руководителю придется самому оценивать работу и контролировать исполнение. Не факт, что он в этом разбирается.

Идеальный вариант, когда отдел маркетинга работает в связке с агентством. Агентству делегируются те вещи, с которыми отдел справиться не может. Что-то мелкое - найти исполнителя, сделать макет, написать пресс-релиз. Или что-то глобальное - продумать стратегию продвижения, коммуникационный план, организовать главное мероприятие года. При этом отдел маркетинга абсолютно не обязательно раздувать до масштабов коммуникационного агентства - директора по маркетингу и парочки толковых менеджеров будет достаточно.